ОБ ИНСТИТУТЕ

АО «ЮжНИИМФ»

История морских научно-исследовательских объединений России и Азово-Черноморского бассейна

2 марта 1929 года в составе Научно-исследовательского управления Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС) создан Институт судостроения и судоремонта. Осенью 1930 года этот институт преобразован в Центральный научно-исследовательский институт морского транспорта. А через год после объединения с подобным институтом речного транспорта был создан Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (ЦНИИВТ) с местом пребывания в Ленинграде и филиалом в Москве. Институт выполнял исследования в области экономики и эксплуатации флота, судоремонта, капитального строительства и использования водных путей и портов.

13 февраля 1930 года Президиум ЦИК СССР утвердил постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР «О реорганизации управления морским и речным транспортом».

30 января 1931 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об образовании Народного комиссариата водного транспорта Союза СССР» (Наркомвода), на основании которого от НКПС отделились морской и речной транспорт и всё портовое хозяйство. Первым народным комиссаром водного транспорта назначен Н.М. Янсон, член партии с 1905 года, работник ЦК ВКП(б) в прошлом моряк торгового флота - плавал кочегаром на судах, работал в портовых мастерских и на судоремонтных заводах.

27 января 1932 года ЦИК СССР утвердил Положение о Наркомводе, по которому образованы два хозяйственных всесоюзных объединения флота - Совморфлот (для внешних перевозок) и Морфлот (для внутренних перевозок). Всё портовое хозяйство было подчинено Центральному портовому управлению.

9 апреля 1939 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о разделении Народного комиссариата водного транспорта СССР на Народный комиссариат морского флота (НКМФ) и Народный комисариат речного флота (НКРФ).

15 марта 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматы преобразуются в министерства. В октябре 1946 года вводится новая структура центрального аппарата Министерства морского флота СССР (Минморфлот СССР).

В 1948 году ведущие проектные и научно-исследовательские организации Союзморпроект и Центральный научно-исследовательский институт морского флота (ЦНИИМФ) разработали общий перспективный план развития морских портов. На его основе начались капитальные работы.

В 1950-х годах в городе-герое Одесса основана Лаборатория опасных грузов. В годы существования СССР это была единственная организация, занимавшаяся вопросами морской перевозки опасных грузов, которая разрабатывала соответствующие нормативные документы.

В начале 1980-х годов в городе-герое Одесса на базе Лаборатории опасных грузов начал функционирование Черноморский филиал ЦНИИМФ, основными задачами которого являлись вопросы регламентации перевозки опасных грузов, проектирование судов для морской перевозки опасных грузов, а также судов портового экологического и воспомогательного флота.

В 1987 году Черноморский филиал ЦНИИМФ был преобразован в Южный научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота (ЮжНИИМФ) с сохранением специализации в области морской перевозки опасных грузов.

3 мая 1989 года приказом Минморфлота СССР № 56 утверждены разработанные ЮжНИИМФ (Одесса) РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ). Данные Правила являются действующим в РФ по настоящее время основным национальным нормативным документом в предметной области.

После 1995 года ЮжНИИМФ (Одесса) был переименован в Государственное предприятие «Научно-исследовательский проектно-конструкторский институт морского флота Украины» (сокращённое наименование ГП «УкрНИИМФ») и находится в сфере управления Государственной службы морского и речного транспорта Украины.

22 июня 2012 года в городе-герое Новороссийске инициативной группой учёных основано и зарегистрировано Закрытое акционерное общество «Южный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (сокращённое наименование ЗАО «ЮжНИИМФ»). Уставными задачами ЗАО «ЮжНИИМФ» стали вопросы экологической безопасности, охрана морской окружающей среды, безопасности мореплавания и судоходства, возрождения научной и конструкторской школы юга России.

19 ноября 2015 года, в связи с приведением наименования организационно-правовой формы института в соответствие с Гражданским Кодексом РФ, ЗАО «ЮжНИИМФ» переименовано в Акционерное общество «Южный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО «ЮжНИИМФ»).

АО «ЮжНИИМФ» является самостоятельным и независимым научным учреждением. АО «ЮжНИИМФ» не является правоприемником ЮжНИИМФ (Одесса) и не является дочерней структурой АО «ЦНИИМФ» или какой-либо другой организации, упомянутой в настоящем историческом обзоре.

Лучшее предприятие страны



НАШИ ПАРТНЕРЫ